ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ... что такое катарсис?!.. Если коротко - очищение через сострадание! Давеча ночью, с удовольствием пересмотрел фильм "Вдовы". Такой эмоциональный и трогательный... Какие же фильмы снимали... Да!... Настоящий катарсис... Этим большинство советских картин и отличаются от продуктов нынешней массовой культуры, которые лишь вульгарно имитируют подлинную культуру, но пробуждают, при их потреблении, в большинстве своем не высокие чувства, эмоции, а низменные ощущения. ...этим советские фильмы до сих пор и притягивают к себе зрителей всех возрастов... и главное что удумали шельмецы... по ночам показывают. Почему?!.. подумайте сами! В эпизодической роли в картине снимается Елена Цыплакова. Такая молоденькая)))... Состав актёров потрясающий, без так называемых звезд, но такой мощный... Спасибо всей творческой группе! ...за чистую эмоцию ...и Огромное Спасибо тебе Лена! Дальнейших творческих успехов... Храни тебя Господь! /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// КАТАРСИС. Как известно (а может быть, и неизвестно) , великий философ древности Аристотель считал, что не только человек, но и растения и животные наделены душой. Очень может быть, что это так и есть, ведь замечено, например, благотворное влияние музыкальных произведений на рост и развитие растений и животных. Но только человек может испытывать катарсис - очищение души под влиянием музыки, или сценической трагедии, или литературного произведения, и т. д. Аристотель связывал катарсис с очищением человеческой души от накопившейся в ней скверны в виде отрицательной информации, ощущений и эмоций, вызывающих аффекты - взрывные неконтролируемые отрицательные эмоциональные реакции людей, которые под влиянием катарсиса безопасно разрешались, не переходя к агрессивным и другим негативным действиям. Вообще-то КАТАРСИС (греч. katharsis - очищение) - это термин древнегреческой философии и этики, который служил для обозначения сущности эстетического переживания как процесса и результатов облагораживающего воздействия на людей, связанного, под влиянием сценической драматургии или музыки, с «очищением души» (очищением от аффектов») . Понятие катарсиса использовали в своей философии Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель и др. , которые обратили внимание на «очищающее» действие музыки (Пифагор) , сценической трагедии (Аристотель) и других искусств. В новейшее время понятие катарсиса получило распространение в психологии и психотерапии как очищение психики от патогенной информации, приносящее облегчение от психических страданий (шоковая терапия и др.) . Древние считали эмоциональную разгрузку, «очищение души» одной из целей и главным следствием постановки сценической трагедии, собирающей в те времена сотни и тысячи людей (кино и телевидения в те поры ведь не было!) . А Аристотель вообще считал, что единственная цель трагедии - совершать катарсис души, «очищение от страстей» при помощи возбуждения сострадания и страха, так как древнегреческие трагедии заканчивались обычно гибелью главного героя. И похоже, он был прав. Так, не испытав ожидаемого катарсиса, зрители одной из трагедий Эсхила забросали его камнями. А недавно уже в нашу Госдуму поступило предложение принять закон, по которому, если после просмотра разрекламированного кинофильма или спектакля большинство зрителей не испытали катарсис, это должно быть основанием возврата денег за билеты, которые стоят ой как недешево. Понятие катарсиса - трагического очищения вызвало и продолжает вызывать в истории философии, эстетики и искусства многочисленные споры вследствие различного толкования его сущности, функций и значения. Однако никто не спорит о том, что, начиная с древнегреческих трагедий, все истинные произведения искусства обладают удивительным свойством вызывать очищение души - катарсис. И этим они отличаются от продуктов массовой культуры, которые лишь вульгарно имитируют подлинную культуру, но пробуждают, при их потреблении, в большинстве своем не высокие чувства, эмоции, а низменные ощущения. Катарсис в традиции В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Эффект эстетического переживания, связанного с очищением души от аффектов . Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре, для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис — освобождение тела от какой-л. вредной материи, души — от «скверны» и болезненных аффектов. Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.) . Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств еще до Аристотеля. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнем. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела, от страстей или от наслаждений. Катарсис у Аристотеля Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость» . (У Аристотеля учение о катарсисе является уже скрытой полемикой против Платона, отрицавшего социально-педагогическую полезность музыки, в частности трагедии. ) По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (т. е. сострадания, страха и родственных им) аффектов» 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, временное освобождение от них. Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, т. е. к разряжению, в результате которого аффекты на время оказываются как бы удаленными из души. Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения. Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия. Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие ученые XIX в. Я. Бернайс — по образцу медицинского очищения (т. е. облегчения) , Э. Целлер — чисто эстетически и т. д. , тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации. Новейшие толкования Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения. Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В новейшее время понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии, приведшего к реальному очищению психики от патогенной информации и облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приемов ориентирован на достижение катарсиса. В обыденной жизни понятие «катарсис» употребляется преимущественно как синоним понятия «очищение». Так и большинство советских фильмов, есть та высшая степень мастерства под названием катарсис! Потому что они были сделаны мастерами, да и по всем законам жанра. ©Дутов Андрей ДРУЗЬЯ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал "СКАЗАНИЯ о РОССИИ" каждый день выкладываю статьи, которые Вы нигде больше не прочитаете. ссылка https://vk.com/russkazi

Теги других блогов: очищение сострадание катарсис